ENG | РУС Новости О музее Достопримечательности Литература Контакты Археологические исследования Фестиваль

Спасо-Преображенский собор


В писцовой книге 1500 года был упомянут Спасский монастырь внутри Копорской крепости. Писец, составлявший перепись, не уточнил, была эта постройка каменной или деревянной. Вероятнее всего, она была деревянной.

В 1756 году Санкт-Петербургская губернская канцелярия приняла решение копорскую церковь Преображения «починить и вновь сделать». Составление сметы было поручено одному из талантливых учеников Растрелли — Семену Волкову. В смете Волкова был указан объем работ, необходимый для выполнения указа губернской канцелярии.

Здание состояло из двух частей — основного, почти квадратного в плане, объема собственно церкви, сложенного из камня, и деревянной пристройки — трапезной. У алтарной части церкви возвышались деревянная колокольня и деревянный шпиль. Вход в церковь из трапезной был с запада. Как выглядел храм в первой половине XVIII века, хорошо видно на рисунке Копорья того времени. После решения строить каменную трапезную и колокольню в западной стене каменного здания были сделаны три арки. Церковь, объединенная с трапезной, должна была представлять собой одно большое помещение. Безупречный по графическому исполнению проект перестройки содержал и план здания с подробным обмером.

Северный фасад и план Спасо-Преображенской церкви.
Чертеж архитектора С. Волкова

   В 1758 году велись и декоративные работы: со своей артелью золотил червонным золотом два креста «с яблоками» Иван Колокольников, «синодального ведомства живописец». Вместе с ним работал его брат Мина Колокольников.
    В ночь на 21 ноября 1854 года церковь Преображения сгорела. В пламени погибли иконы и рукописи, расплавились колокола. Во время послепожарных ремонтных работ постройка XVIII века претерпела значительные изменения: были убраны арки между старой и новой частью здания, уничтожен придел Покрова.

   Две эпохи, мастерство двух зодчих воплотились в постройке, стоявшей на Капорской земле. Имя только одного из них сохранили документы. Копорский проект Семена Волкова — единственный из дошедших до нас реализованных замыслов этого русского зодчего. Ученик Растрелли, Волков часто упоминается в документах, связанных с осуществлением проектов учителя. Постройка церкви Преображения свидетельствует о том, что Семен Волков в 50-е годы XVIII столетия обрел творческую самостоятельность.